Захват церковного имущества РПЦЗ в Иерусалиме сразу после окончания II Мировой войны
<…> В мае-июне 1945 г. патриарх [Московский] Алексий Симанский, понимая, что глобалистские устремления Сталина найдут прямое отражение в восточной политике советского тирана, отправился с официальным визитом к Иерусалимскому и другим восточным патриархам. В Святом Граде патриарх попытался убедить монастыри и общины, находившиеся в юрисдикции РПЦЗ [Русской Православной Церкви Заграницей], перейти под омофор Московской Патриархии. «Журнал Московской Патриархии» публиковал тогда оптимистические репортажи в духе советской пропаганды того времени о всенародном ликовании и всеобщем желании воссоединиться с МП [Московским Патриархатом], но в действительности дело обстояло иначе.
Глава Духовной Миссии [РПЦЗ] архимандрит Антоний Синькевич занял твердую позицию, хотя чины, приехавшие с патриархом Алексием, сразу предложили ему митрополичью шапку в случае перехода в МП. По согласованию с предстоятелем Иерусалимской Церкви патриарху Алексию было позволено посетить Елеонский и Гефсиманский монастыри.
Примечательны, в этой связи, воспоминания матери Таисии [монахини Елеонского монастыря РПЦЗ в Иерусалиме]:
«За несколько дней до его (патриарха Алексия) приезда в Палестину архимандрит (о. Антоний Синькевич) был предупрежден иерусалимским губернатором об этом событии: дано понять, что ворота обители должны быть открыты для посещения патриархом, но предоставлена полная свобода в характере приема. <…> Его посещение было назначено в 4:30 часа вечера, время нашего вечернего богослужения. Незадолго до его приезда у ворот обители появился наряд моторизованной вооруженной английской полиции, которая возвестила о прибытии гостей. Служба уже началась. Все сестры были в храме. Я вышла в притвор, чтобы лучше видеть всех сестер; оглянулась назад и увидела вдали нашей длинной аллеи, ведущей от врат обители, странное шествие: два белых клобука (патриарха и митрополита Николая Крутицкого), окруженных духовенством греческим, сирийским и своим и целой толпой, в черных рубашках, чекистов; по обе стороны их шли по два английских полицейских с ручными пулеметами, готовыми на прицел. <...> С приближением шествия к храму, я прошла внутрь его. Патриарх и все его окружение дошли до середины церкви и остановились; ни одна сестра не двинулась. В момент его входа в храм певчие пели псалом: "Блажен муж, иже не и́де на совет нечестивых". Царские врата оставались закрытыми. Греческий архиепископ Афинагор прошел в алтарь и раскрыл царские врата. Патриарх прошел через южные [двери] и все духовенство за ним. <…> Архидиакон, cопровождавший патриарха, проходя с ним к выходу, обратился к сестрам, стоявшим по обе стороны храма, с опущенными вниз глазами, со словами: "Матушки, что вы не подходите взять благословение у Святейшего?" Все сестры продолжали стоять и молились».
Такой же прием ожидал патриарха в обители святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду.
Патриарх был раздосадован таким поворотом событий… Матушка Таисия вспоминает: «Кто-то из стоявших рядом с патриархом расслышал его реплику: "Ну и дисциплина у архимандрита Антония!"»
С возвращением патриарха Алексия в Москву борьба за Духовную Миссию [в Святой Земле] усилилась. 10 августа 1945 г. патриарх написал обращение «К архипастырям и клиру так называемой карловацкой ориентации» [РПЦ МП официально именовала РПЦЗ «карловацким расколом», поскольку она была учреждена русскими эмигрантами на Всезарубежном Соборе, происходившем в сербском городе Сремские Карловцы в 1921 г.], призывая их принести покаяние и принять его омофор. 10 мая 1946 г. Архиерейский собор РПЦЗ в Мюнхене принял заявление по поводу обращения патриарха: «…Высшая церковная власть в России находится в противоестественном союзе с безбожной властью… Русская Церковь лишена присущей ей по ее Божественной природе истинной свободы».
В начале 1946 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпов [генерал-майор КГБ] предложил Сталину «усилить влияние на восточные патриархаты, которые хотя и малочисленны, но считаются авторитетными в православном мире, с целью использования их в будущем на своей стороне при решении ряда важных церковных вопросов».
В 1946 г. поездку на Ближний Восток предпринял митрополит [Ленинградский] Григорий Чуков. По этому поводу Карпов писал: «Митрополит Григорий вручил им в качестве безвозмездной помощи от Русской православной церкви крупные суммы в валюте».
Вскоре Иерусалимская Патриархия прекратила литургическое общение с Русской Духовной Миссией РПЦЗ. Началось некоторое брожение умов в Горненском монастыре [в околицах Иерусалима]. По словам матери Таисии, «цель Московской Патриархии была отчасти достигнута: произошло разделение в доселе мирно и тихо жившей женской обители. <…> Начинается ежемесячная выдача значительных денежных субсидий в здании греческой [Иерусалимской] Патриархии, в одном из ее монастырей, одним из ее архимандритов, известным своим коммунистическим направлением. Тайно от начальства сестры приглашаются к нему. Требовалось много усилий, частых бесед с сестрами и большого духовного авторитета от схиигуменьи Антонии [насельницы Горненского монастыря РПЦЗ], чтобы разъяснить сестрам всю пагубность приятия этих сребреников. Она прямо их называла Иудиными сребрениками. И все сестры, за малым исключением, устояли от этого соблазна».
В 1948 г. началась Арабо-Израильская война. В момент ухода англичан из Святого Града отдельные его пункты, занятые прежде английской армией, были захвачены частью арабами, частью евреями. Русская Духовная Миссия... находилась под охраной английских войск, и никто не знал, в чьи руки она попадет после 15 мая (день провозглашения независимости Израиля)… Небольшой монашеский состав Миссии (9 человек) заранее решил оставаться, чтобы не оставить на произвол судьбы двух храмов и самой Миссии.
Вооруженные силы Израиля заняли покинутые здания. С арабской стороны началась стрельба из орудий. Снаряды всех видов — зажигательные и разрывные — попадали в Миссию и вокруг нее. Ежедневные богослужения совершались своим чередом, несмотря на то, что всякий выход из келлии в коридоры и храм был сопряжен с большим риском, ввиду падавших с грохотом снарядов. Еврейское военное управление объявило всех монахов в Миссии под домашним арестом, без права переписки и сношений с внешним миром, без разрешения на это военного губернатора. Через два месяца, однако, было получено разрешение на перевод состава Миссии в старый город вместе с группой арабских военнопленных. В Миссии были оставлены добровольцы иеродиакон Мефодий и монах Никифор с ключами от храмов и помещений для охраны имущества.
Архимандрит Антоний Синькевич, тогдашний Начальник Миссии, в отчетах митрополиту Анастасию [первоиерарху РПЦЗ] писал о тяжелом положении в Миссии в период войны:
«В течение 28 дней Миссия подвергалась ежедневному артиллерийскому обстрелу ежечасно, днем и ночью. Наше здание получило от 100 до 200 прямых попаданий, и бесчисленное количество снарядов упало вокруг здания. О. Феофилакт был убит в своей келье в Миссии снарядом. Мы похоронили его во время бомбежек без гроба, в небольшом садике возле малой церкви. О. Николай был ранен в руку осколком при входе в подвал, который он считал безопасной зоной. Снаряды не могли пробить толстые стены, но они иногда попадали через окна и двери. Практически ни одна комната не осталась без повреждений. <…> К счастью, у обеих церквей Миссии пострадали только крыши, а внутри все оставалось почти неповрежденным.
6 мая, в день Иова Многострадального, в Миссии был проведен обыск. Для нас это было тяжелым испытанием. Вооруженные до зубов люди приказали нам выйти из здания на 3 часа, предварительно обыскав меня. От нас потребовали все ключи, под угрозой, что иначе двери будут просто взломаны. Я попросил подтверждение, и мне показали поспешно написанную бумагу, где говорилось, что "любое сопротивление будет сурово наказываться". Однако вскоре стал ясно, что это представители сил безопасности Хагана [Израиля], а не обычные бандиты. <…> Через три часа меня пригласили одного. В кабинете было собрано множество наших папок, писем, договоров аренды и многие другие документы, касающиеся нашей недвижимости. Израильские солдаты очень нервничали, они сказали мне, что у них нет времени, поэтому они вынуждены забрать все это на 10 дней. Я попросил у них расписку. Они торопились, поэтому невозможно было составить полный список. Тогда я попросил их хотя бы пересчитать документы, и получил расписку на 78 договоров и других ценных бумаг. Среди бумаг я заметил свою переписку, касающуюся советской кампании против нашей Миссии… Производившие обыск уехали, а я старался не сломаться окончательно от этого тяжелого удара, хотя я чувствовал себя совсем раздавленным. <…> С Божией помощью удалось починить разбитые израильтянами двери собора, спрятать ценные церковные вещи и сделать в Миссии все необходимые распоряжения… Я оставил о. Мефодию значительный запас еды, некоторую сумму денег и удостоверение о том, что он является ответственным за здания и церкви…»
Почти одновременно израильтяне захватили селение Горнее (шесть километров от Иерусалима), — место рождения святого Иоанна Предтечи и встречи Божией Матери святой праведной Елисаветой. Вместе с Горним к евреям отошел и женский Горненский монастырь Русской Миссии, часть состава которого в количестве 30 сестер перед этим бежали.
В результате Арабо-Израильской войны 1948 г. Иерусалим и Палестина были разделены между только что созданными государствами — Израилем и Королевством Иордании. <…> 15 мая 1948 г. Израиль объявил себя независимым государством, и в числе первых, кто признал новое правительство, был СССР. Первый руководитель Израиля Бен-Гурион был признателен Советскому Союзу за решающую поддержку в ООН и за чешское оружие, доставленное к берегам Израиля в самый трудный период войны за независимость. Израиль объявил все русское имущество, находившееся на территории Израиля, «выморочным» (брошенным)…
20 мая — спустя 5 дней после основания Израиля — был назначен «уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля» И.Л. Рабинович, который, по его словам, с самого начала «делал все возможное для передачи его Советскому Союзу». В письме заместителя министра иностранных дел СССР В.А. Зорина на имя председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпова от 10 сентября 1948 г. указывалось: «Учитывая сложившуюся в Иерусалиме обстановку, посланник товарищ Ершов внес следующее предложение: 1. Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской духовной миссии от Московской Патриархии, а также представителя Русского палестинского общества, выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности для принятия и управления имуществом. <…> Министерство Иностранных Дел СССР с предложением товарища Ершова согласно. Прошу вас принять необходимые меры…»
Вскоре после этого в Израиле открылось советское посольство. Вслед за ним советское правительство разрешило послать в Иерусалим Духовную Миссию Московской Патриархии и предъявило права собственности на русское имущество.
После установления дипломатических отношений с СССР правительство вновь основанного государства Израиль передало советским представителям все имущество, которое находилось в его пределах и которое было приобретено частными лицами, Миссией и Православным Палестинским Обществом не только до, но и после большевистского переворота 1917 г.
Свидетели событий того времени рассказывают, что передача имущества, находившегося на территории Израиля, была проведена поспешно и порою жестоко. Многие монахи и монахини были просто выдворены из страны. Передача же Свято-Троицкого собора в Иерусалиме была осуществлена на основании записки от 1 декабря 1948 г., составленной по-русски, за печатью военного губернатора Иерусалима, в которой сказано: «Господину иеродиакону Мефодию. Настоящим предлагаем Вам передать ключи и все другие вещи Русской Духовной Миссии представителям православной Церкви, прибывшим из Москвы, каковыми являются архимандрит Леонид и священник о. Владимир».
Эта записка была доставлена о. Мефодию названными представителями МП в сопровождении группы крепких молодых мужчин в штатском из советского посольства и нескольких наблюдателей от израильского правительства. О. Мефодий наотрез отказался сдавать ключи вверенного ему храма. Тогда молодые люди в штатском окружили священнослужителя и стали его избивать. Израильские наблюдатели в избиении не участвовали, но и не защищали его. Сила взяла свое: избитого до потери сознания о. Мефодия бросили в канаву, ключи от храма сорвали с его пояса и «передача имущества» состоялась…
То, что составляло потерю для Русской Духовной Миссии РПЦЗ, явилось значительным приобретением для Компартии СССР. Когда Израиль отторг от Русской Зарубежной Церкви имущество в занятой им части Иерусалима, он передал его правительству СССР, которое в свою очередь передало часть церковного имущества МП, а большую часть продало Израилю [в 1964 г.]. Русская Духовная Миссия МП использовалась не только для церковных нужд, но и в пропагандистских целях. Автор этого сообщения мог в этом убедиться, когда в 1980-х гг. посетил русский участок в Яффе. В одном из помещений я обнаружил груду разбросанных на полу коммунистических брошюр 40-50-х годов и портреты советских вождей. <…>
Протоиерей Виктор Потапов. Русская Православная Церковь Заграницей и судьбы Русской Палестины: 1921–1948 гг. (Доклад, прочитанный на 2-ой церковно-исторической конференции в Москве в 2002 г.)
Памяти архимандрита Мефодия
28 июня / 11 июля 1997 г. отошел ко Господу архимандрит Мефодий (в миру Михаил Петрович Попович), долголетний духовник Елеонской обители во святом Граде Иерусалиме. Он родился в 1910 г. на Карпатах… Прибыл в Святую Землю в 1934 г. и тогда же поступил в число братий Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. <…> Самый трагический период жизни о. Мефодия в Палестине пришелся на 1948 г., когда было основано государство Израиль и имущество Русской Церкви, оказавшееся на территории этого государства, было передано МП. <…> О. Мефодия заключили в подвал и иногда «забывали» покормить. Там его пытали, хотели заставить сдать представителям МП ключи от помещений Миссии. Наконец, после всего, что он претерпел, о. Мефодий, благодаря хлопотам в США, был вызволен через Красный Крест. О. Мефодия выпустили, сопровождая его выдворение из Миссии и переход через границу между Израилем и Иорданией пинками и ударами. <…> В 1985 г. игумен Мефодий был награжден грамматой Архиерейского Синода [РПЦЗ] по случаю его 50-летия священнослужения. В ней говорилось: «Мы также помнили Вашу непоколебимую верность своей Церкви, которую Вы проявили в трудные дни войны и захвата помещения Миссии враждебными силами». <…> В 1994 г. архимандрит Мефодий участвовал в богослужениях прославления в Сан-Франциско святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца». <…>
Православная Русь [церковно-общественный орган Русской Православной Церкви Заграницей]. № 19 (1592). 1/14 октября 1997. С. 10.
* * *
К годовщине кончины архимандрита Мефодия (1910‒1997)
<…> Когда в декабре 1948 года здания Русской
Духовной Миссии в Иерусалиме были переданы Московской Патриархии, о. Мефодий
(тогда иеродиакон и ключарь Миссии) оказался в руках коммунистов. Они требовали
от него, чтобы он перешел в Московскую Патриархию, но о. Мефодий решительно
отказался. Вместе с ним так же твердо стоял и монах Никифор.
«Большевики мучили меня, — рассказывал впоследствии о.
Мефодий, — лили мне на ноги кипяток, но я сказал: "Мой начальник —
митрополит Анастасий [первоиерарх РПЦЗ], а вы — слуги антихриста. С вами я не
буду!"»
Так ничего и не добившись от о. Мефодия и о. Никифора,
их обоих заперли в подвале Миссии, где они провели несколько месяцев.
Время было зимнее. Подвал был совершенно пуст,
заключенным приходилось спать на холодном полу. Вдобавок их почти не кормили. Всего
этого о. Никифор не вынес и умер. О. Мефодий считал его мучеником и всегда
поминал в день его кончины 8/21 февраля. <…>
Православная Русь [церковно-общественный орган Русской Православной Церкви Заграницей]. № 11 (1608). 1/14 июня 1998. С. 12. Игуменья Елизавета, настоятельница св. обители Благовещения в Лондоне
…Игуменья Елизавета (в миру Галина Ампенова) родилась в России, в г. Костроме, 26 июня / 9 июля 1908 г. [В 1921 г. ее семья бежала заграницу и оказалась в Лондоне.] <…>
В феврале 1940 г., по приглашению игумении Марии Робинсон, настоятельницы русской православной обители при церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании, в Святой Земле, Галина поступила в обитель и в течение пяти лет преподавала в школе, которую основала игуменья Мария в Вифании.
Постриг сестры Галины 1/14 ноября 1945 г. совершил архимандрит Антоний [Синькевич, тогдашний начальник Русской Духовной Миссии РПЦЗ в Святой Земле, а впоследствии архиепископ Лос-Анжелосский]. Одновременно митрополит Анастасий [первоиерарх РПЦЗ] назначил ее игуменией в Горненский монастырь близ Иерусалима. В 1948 г. настало тяжкое время в Святой Земле для членов Русской Православной Церкви Заграницей. В связи с появлением в Израиле Духовной Миссии МП в Горненском монастыре произошло разделение. Тогда произошло покушение на жизнь матери Елизаветы. Митрополит Анастасий благословил ее с сестрами, желающими ей последовать, покинуть монастырь, если монастырю будет грозить захват. И так сестрам пришлось срочно спасаться пешком в 1948 г. <…> Сестры нашли убежище в Аммане, за Иорданом, где крайне бедствовали четыре года.
Попытки выхлопотать визы в Соединенные Штаты затягивались, и митрополит Анастасий временно направил игуменью Елизавету с шестью сестрами во Францию, поручая их попечению архиепископа Иоанна Максимовича, ныне прославленного святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского… После двухлетнего убежища в Леснинском монастыре в Фуркё, близ Парижа, архиепископ Иоанн решил обосновать матушку Елизавету с сестрами в Англии. <…>
В течение почти шестидесяти лет игумения Елизавета отдавала себя всецело Церкви… Сердечное участие, сострадание матушки к людям всех возрастов, всех национальностей, неизгладимо запечатлели ее лучезарный облик в памяти всех, кто удостоился встречи с нею. До последнего дня своей жизни она неустанно переписывалась со многими людьми, разбросанными по всему свету, помогая им, поддерживая, утешая и наставляя их. <…> «Грустно и больно замечать упадок благочестия: все новое поколение, не те ценности и не тот дух… Ради сентиментального патриотизма наши соотечественники готовы быть вместе с кем? С лже-патриархом [Московским] и его Синодом агентов НКВД!» [отрывок из письма игуменьи Елизаветы от 1994 г.].
В среду 21 января / 3 февраля 1999 г. …она приобщилась [Святых Таин] в полном сознании и вскоре после причастия тихо и мирно отошла. <…>
Православная Русь [церковно-общественный орган Русской Православной Церкви Заграницей]. № 4 (1625). 15/28 февраля 1999. Сс. 13-14.
Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Воззвание о помощи Святой Земле.
<…> Обители, оказавшиеся в Израиле, были лишены части своего имущества и переданы в ведение Московского патриарха. Обители же в Королевстве Иордан[ии] остались в составе Русской Зарубежной Церкви, несмотря на попытки Московской Патриархии подчинить их себе; те обители и другие православные русские учреждения отказались подчиниться Московскому патриарху из-за связанности его с Советским правительством. Последнее стремится подчинить себе и распространить свое влияние на все народы и всеми способами. Ради того… Советское правительство, будучи врагом Церкви и религии, выставляет себя там их покровителем и всячески стремится установить влияние на Ближнем Востоке патриарха Московского, находящегося в руках Советской власти. Если бы не было противодействия той деятельности, она могла бы иметь большой успех, и места с дорогими всему Христианскому миру именами могли бы стать базами для влияния противохристианского [советско-коммунистического]. Однако тот замысел и деятельность встретили неодолимое препятствие в лице бедных и воистину Святых Обителей и Русских православных учреждений на Святой Земле. Зная подчиненность Московской церковной власти Советскому правительству, зная, что Московский патриарх не есть свободный служитель Бога и Его Церкви.., те Святые Обители и учреждения отказались признать его власть и остались в подчинении власти свободной части Русской Церкви — Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей, хотя через признание могли бы иметь большие материальные выгоды. <…> Мужественный подвиг исповедания истины теми Обителями вызывает чувство умиления и достоин преклонения пред ним. <…>
Архиепископ Иоанн (Максимович). Архипастырь, молитвенник, подвижник. К 25-летию кончины. Сан-Франциско, 1991. Сс. 227-228.
Коментарі
Дописати коментар