Почему свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский должен быть провозглашен покровителем "гонимой" УПЦ МП :)
Святитель Иоанн Максимóвич (1896–1966), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), — без сомнения, один из самых популярных и почитаемых святых последнего времени.
«Выдающийся иерарх и духовный лидер, миссионер, проявлявший, по свидетельствам очевидцев, случаи прозорливости и чудотворения», «величайший из святых XX века, дивный чудотворец, проповедник покаяния и бескомпромиссного Православия, молитвенник, богослов, строгий аскет, истинный русский патриот, строгий и любящий архипастырь», «скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях», «один из апостолов XX века, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии», «светоч, который спасал души и тела миллионов русских эмигрантов», — эти и другие подобные характеристики святителя Иоанна Шанхайского щедро употребляются не только в интернет-публикациях, но и во многих посвящённых ему печатных брошюрах и книгах. Среди последних отметим прекрасно изданную в 2017 году Свято-Успенской Почаевской Лаврой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) объёмную, на 656 страницах, книгу «Святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн».
Практическое почитание святителя Иоанна в лоне УПЦ МП вообще впечатляет: так, например, в его честь в с. Адамовке (Донецкая область) построен великолепный скит, в котором святой почитается вместе с... креслом. На сайте Святогорской Свято-Успенской Лавры сообщается, что при посещении Свято-Иоанновского скита предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий «приложился к иконе святителя Иоанна Шанхайского, затем подошёл к когда-то принадлежавшему (??) святителю креслу, после чего Высокопреосвященнейший владыка Иларион [митрополит Донецкий и Мариупольский] возложил на Блаженнейшего Владыку омофор святителя Иоанна, в котором он служил при своей жизни. В этом омофоре Его Блаженство отслужил благодарственный молебен».
Чрезвычайный пиетет, с которым пастыри и верные УПЦ МП относятся к святителю Иоанну Шанхайскому, является не случайным: как родившийся на территории теперешней Донецкой епархии («в Южной России») ещё во время существования Российской империи и потом ставший «одним из апостолов XX века, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии», святитель Иоанн, видимо, особо близок тем, кто до сих пор (открыто или в душе) считает Донбасс и вообще Украину лишь «Южной Россией» (или «Малороссией»), а сохранение ментальной и юрисдикционной принадлежности к Московскому Патриархату полагает в основу своего церковного бытия как верный залог вечного спасения.
В связи с этим, Священному Синоду УПЦ МП во главе с митрополитом Онуфрием вообще стоило бы провозгласить святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского заступником всех гонимых «раскольниками» верных Московского Патриархата в Украине, чтобы эти верные сугубо молились святителю о защите своих храмов от захвата «националистами» и «ПЦУшниками». Действительно, лучшего небесного покровителя для верной Московскому Патриархату паствы не сыскать, и вот почему.
Дело в том, что святитель Иоанн Максимович в 1934 году получил рукоположение в сан епископа Шанхайского, викария Китайской епархии, не от архиереев РПЦ Московского Патриархата (РПЦ МП), а от архиереев РПЦЗ, которых в своём постановлении за № 104 от 9 мая 1928 года тогдашний глава РПЦ МП митрополит (будущий Московский патриарх) Сергий Страгородский назвал «ослушниками законного священноначалия и учинителями раскола».
И в этой-то «раскольнической» РПЦЗ святитель Иоанн оставался до конца своей жизни, причем после II Мировой войны ему пришлось активно бороться против Московского Патриархата не только в духовном и каноническом плане, но и в сугубо материальном (при помощи китайской полиции изгонять представителей РПЦ МП из храмов и отбирать у них церковное имущество).
В 1945 году, после победы в войне с Японией, СССР пытался подчинить своему влиянию и своей политике многочисленную русскую эмиграцию на Дальнем Востоке, в том числе и в Китае. Кроме «сталинского военного триумфа», главным козырем в борьбе за умы русских эмигрантов (и, конечно же, за их движимое и недвижимое имущество) был пропагандистский миф о невиданном «расцвете церковной жизни в СССР».
Участники событий того времени свидетельствуют, что святитель Иоанн Шанхайский в скором времени убедился в лживости советской пропаганды. Так, например, посмотрев советский документальный фильм об «избрании» патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1945 г., святитель Иоанн «объявил, что в показанных так называемых выборах патриарха никакой законности не было, что выборы были проведены по классическому советскому образцу, где выставлен был только один кандидат, за которого представитель каждой без исключения епархии одинаково голосовал, зачитывая стереотипную фразу, и где не было ничего духовного, канонического».
В январе 1946 года архиепископ Пекинский и Китайский Виктор Святин, в то время непосредственный церковный начальник епископа Иоанна, специально прилетел в Шанхай и заявил, что сам он уже «не только признал патриарха, но и стал советским гражданином, взяв паспорт СССР». Архиепископ Виктор тщетно уговаривал, требовал и приказывал епископу Иоанну подчиниться и также признать московского патриарха.
9 июня 1946 года епископ Иоанн получил телеграмму из Синода РПЦЗ о возведении его в сан архиепископа и о предоставлении ему прав архиерея самостоятельной, независимой от архиепископа Виктора, Шанхайской епархии.
15 июня 1946 года архиепископ Виктор вручил владыке Иоанну указ Московского Патриарха (№ 15 от 13 июня 1946 года) о его смещении с кафедры епископа Шанхайского как «не признавшего юрисдикции Московской Патриархии».
20 июня 1946 года архиепископ Иоанн издал указ об освобождении от обязанностей настоятеля Свято-Богородицкого собора Шанхая протопресвитера Михаила Рогожина (признавшего РПЦ МП) и о назначении временно исполняющим обязанности настоятеля протоиерея Илии Вэня (не признавшего РПЦ МП). 22 июня протоиерей Илия Вэнь и протодиакон Елисей Чжао не допустили протопресвитера Михаила к служению Всенощного бдения в соборе. 29 июня по распоряжению владыки Иоанна церковным старостой Богомоловым и протоиереем Илиею Вэнем была изъята касса собора.
Чувствуя всё усиливающийся перевес владыки Иоанна, советская сторона стала прибегать к угрозам, к привлечению комсомольцев и дебоширов. Иона Серафимович Ма, близкий и верный духовный сын святителя Иоанна Шанхайского (в то время офицер контрразведки Китайского национального гоминьдановского правительства), свидетельствовал: «Их первый план был — убить архиепископа Иоанна. Другой план, как избавиться от архиепископа Иоанна, был — сначала силой схватить его, увезти из собора, доставить на советский пароход и увезти его в Советский Союз».
В рапорте Московскому Патриарху Алексию от 21 июля 1946 года архиепископ Виктор писал: «Раскол этот есть ничто иное, как стремление епископа Иоанна выйти из подчинения. Он через китайское духовенство города Шанхая стал добиваться отобрания от Пекинской епархии и миссии [РПЦ МП] церковного и миссийского имущества. О всех этих самочинных действиях епископа Иоанна мною сообщено Генеральному Консулу СССР в Шанхае и Чрезвычайному Послу в Китае с просьбой защитить мои права и церковное имущество Русской Православной Церкви в Китае».
К августу 1946 года советское духовенство и советские граждане перестали посещать кафедральный собор, а китайское национальное правительство и городские власти признали архиепископа Иоанна Максимовича главой Шанхайской епархии РПЦЗ. После этого владыка Иоанн неоднократно заявлял, что он не занимается
захватом чужого церковного имущества, ибо все епархиальное имущество
должно перейти к нему, так как правовое положение его точно определено и
санкционировано китайским правительством.
25 августа 1946 года владыка Иоанн объявил, что будет совершать Литургию в Свято-Николаевском храме, в котором до сего времени служило духовенство, подчинявшееся архиепископу РПЦ МП Виктору. При поддержке полиции Шанхая этот храм был передан сторонникам владыки Иоанна.
Тогда же святитель Иоанн издал и обнародовал в шанхайских газетах указ о том, что он является единственным законным начальником православных церквей в Шанхае и потому аннулирует все распоряжения архиепископа РПЦ МП Виктора, а за вновь издаваемые распоряжения будет преследовать его по закону.
Американское правительство поддерживало архиепископа Иоанна и представило специальный доклад китайскому правительству, который оказал огромную поддержку в этом деле. В результате 19 октября 1946 года архиепископ Виктор был арестован в Архиерейском доме в Шанхае китайскими властями и препровождён в тюрьму. Вооружённая охрана была приставлена охранять собор в Шанхае и лично архиепископа Иоанна круглые сутки.
24 октября 1946 года, при активном вмешательстве советских дипломатов и помощи Цзян Цзинго (сына китайского лидера Чан Кайши), архиепископ Виктор был отпущен на свободу под залог в 5000 американских долларов, без права выезда из Шанхая до военного суда.
15 января 1947 года архиепископ Виктор писал патриарху Московскому Алексию: «Против нас, как Российской духовной миссии в Китае и как советских граждан, восстал узкий, фанатический шовинизм местных шанхайских китайских православных священнослужителей. Этот шовинизм культивируется и крепко поддерживается правительством Китая».
В августе 1948 года архиепископ Иоанн прибыл в курортный город Циндао и поселился в священническом доме Свято-Софийского прихода. Около половины прихожан этого храма отказалось от советского гражданства и собиралось в ближайшее время покинуть Китай, другая же половина решила принять советское гражданство. Спор о каноническом подчинении Свято-Софийского прихода решён был с помощью полиции — ключи от храма оказались в полицейском участке и выдавались для службы владыке Иоанну или назначенному им новому настоятелю храма о. Кириллу Зайцеву. Особым указом архиепископ Иоанн объявил о роспуске Свято-Софийского церковного братства РПЦ МП в Циндао и об организации Русского Христианского эмигрантского общества, члены которого не признавали архиепископа РПЦ МП Виктора, а подчинялись владыке Иоанну. Церковное имущество было перерегистрировано на новую организацию, но богослужения в Свято-Софийском храме совершались поочерёдно священниками, подчинёнными владыке Иоанну и владыке Виктору. Так продолжалось до отъезда эмигрантов из Циндао на Филиппины в 1949 году. Большая часть движимого имущества и архивов храма была вывезена эмигрантами в Америку и Австралию; то же случилось и с большой частью шанхайского церковного имущества, вывезенного владыкой Иоанном из Китая. Все же церковное имущество, оставшееся в Китае, было позже разграблено и присвоено китайскими коммунистами, а храмы, вначале переданные ими РПЦ МП, были через некоторое почти все закрыты или уничтожены.
Из многочисленных жизнеописаний святителя Иоанна Шанхайского мы знаем, что, после трёхмесячного пребывания среди своей эмигрировавшей паствы на филиппинском острове Тубабао, он 12 июля 1949 года направился в столицу США Вашингтон, где хлопотал перед американским Конгрессом о предоставлении беженцам из Китая права на постоянное жительство в США и в других свободных от коммунистического влияния странах. В 1950 году святитель Иоанн Максимович решением Архиерейского Собора «раскольнической» РПЦЗ был назначен архиепископом Брюссельским и Западно-Европейским, представителем Архиерейского Синода РПЦЗ в Европе, с сохранением за ним управления Российской духовной миссией в Китае и на Филиппинах. В 1963 году он стал «раскольническим» архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским и пребывал на этой кафедре вплоть до своей праведной кончины 2 июля 1966 года.
Оставшись до самой смерти «нераскаявшимся последователем карловацкого раскола» (по определению Поместного Собора РПЦ от 1971 года), святитель Иоанн был отпет и погребён такими же «раскольниками» во главе с третьим первоиерархом РПЦЗ митрополитом Филаретом Вознесенским (1903‒1985), который твёрдо исповедовал, что официальная советская лжецерковь Московского Патриархата «лишила себя благодати» и «Христа Спасителя в ней нет и быть не может».
2 июля 1994 года владыка Иоанн был торжественно канонизирован в Сан-Франциско (США) собором «раскольнических» архиереев во главе с четвёртым первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием Устиновым (1910‒2006), который неоднократно заявлял, что РПЦ МП — это «Церковь лукавствующих, Церковь Антихриста, это лже-патриархия, во главе со лже-патриархом… Московская Патриархия лишилась апостольской преемственности, то есть лишилась благодати Христовой…», «никогда не приобщайтесь к Московской Патриархии, которая была создана КГБ, никогда не переходите в Московскую Патриархию, которую никак нельзя назвать Церковью».
Итак, подведём итоги и сделаем выводы из вышеприведённых фактов.
Святитель Иоанн Максимович, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, столь благоговейно и восторженно почитаемый ныне верными Московского Патриархата как «величайший из святых и один из апостолов XX века», в действительности до самой своей смерти оставался «нераскаявшимся последователем раскола».
Святитель Иоанн Шанхайский отказался подчиниться Московскому Патриарху, за что был «запрещён в служении» и «смещён» со своей кафедры священноначалием Московской Патриархии, однако эти канонические санкции категорически отверг.
Пользуясь покровительством американского правительства, святитель Иоанн Шанхайский горячо поддержал «узкий, фанатический шовинизм местных шанхайских китайских православных священнослужителей», при помощи националистических китайских властей, судов и полиции «изгонял» из храмов и церковных организаций священнослужителей и верующих Московского Патриархата, «захватывал» движимое и недвижимое «имущество Русской Православной Церкви в Китае».
Поэтому святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, — «выдающийся иерарх и духовный лидер», «дивный чудотворец и истинный русский патриот», — непременно должен быть провозглашён Священным Синодом УПЦ МП особым небесным покровителем верных Московского Патриархата в Украине: по-моему, только он сможет защитить их от «захватов» храмов и прочих вопиющих «бесчинств» со стороны украинских «раскольников» и «националистов» :).

Коментарі
Дописати коментар